Клюква болотная (Oxycoccus palustris Pers.). В латинском названии клюквы болотной Oxycoccus palustris отражена ее суть: буквально -«кислый шарик болотный» . Это растение является реликтом (пережитком) более теплой третичной лесной и болотной растительности, ранее господствующей в Карелии до современного или, как его называют, четвертичного периода развития Земли.
Это растение сохранило в своей генетической памяти ряд прежних биологических и экологических особенностей, а именно тепло- и влаголюбивость. Клюква предпочитает редко облесённые и светлые окрайки сфагновых болот, защищенные от северного ветра. В таких местах она дает более высокие и стабильные урожаи ягод от 200 до 1000 кг/га (фото 1). Рубиновой окраски ягоды шаровидной, удлиненной или приплюснутой формы имеют диаметр 0,5-1,5 см. Не смотря на их небольшой размер, они созревают очень долго — от середины июля до конца сентября, т. е. 2,5 месяца.
По-видимому, это не случайно, а вызвано теплолюбивостью клюквы, которая является ее генетически обусловленной биологической чертой, а в современных экологических условиях Карелии — лимитирующим (ограничивающим) признаком. Другим лимитирующим фактором является слабая конкурентность этого болотного кустарничка с тонкими (1-2 мм) стелющимися побегами и мелкими кожистыми листочками от 8 до 16 мм в длину и 3-6 мм в ширину. В связи с этим надземная часть клюквы не поднимается выше 5 — 10 см над поверхностью сфагнового мха, а корневая система не проникает ниже 15 см в живой сфагновый покров. Настоящих корней у клюквы нет, а имеются только придаточные корешки длиной 10 — 15 см и поперечным диаметром (0,15 — 0,20 мм) , что лишь в три раза превышает толщину человеческого волоса. Такие тонкие образования по законам физики не могут иметь воздухоносных полостей, поэтому постоянно отмирают, как только попадают в болотную воду, где нет кислорода. Это происходит потому, что поверхность сфагнового покрова болот из года в год нарастает на 2 — 3 см.
Поэтому клюква вынуждена постоянно обновлять свою деятельную корневую систему, которая таким образом содержится только в узком верхнем горизонте выше среднего многолетнего уровня грунтовых вод. Но с другой стороны, непрерывно растущий сфагновый или белый мох не дает возможность выживать конкурентам клюквы, если они не обладают способностью к обновлению придаточных корней. А у клюквы придаточные корни образуются в любой точке погребенных во мху побегов. Сфагновый покров окутывает постоянно отрастающие придаточные корни как мульча и не дает им пересыхать на прямом солнечном свету. Однако в жаркие июльские дни клюкве не хватает свободной капельно-жидкой воды из-за высокой водоудерживающей способности сфагнового мха — опыты показали, что 100 грамм сухого мха могут поглотить 2 — 3 литра воды. Он ведь как губка впитывает воду, не даром «сфагнум» по-гречески и обозначает «губка» . Кроме того, сухой мох летними днями нагревается до 40 Со, а ясными ночами охлаждается за счет излучения вплоть до наступления радиационного заморозка.
Таким образом, вынужденная произрастать на сфагновых болотах клюква находится в весьма жестких экологических условиях, что вынуждает этот вид постоянно распространятся «вширь» в узком приповерхностном слое болота. Этот пионерный вид захватил все окрайки карельских болот, где хорошо и пышно произрастают сфагновые мхи. А в центре сфагновых грядово-мочажинных болот, где на сухих грядах поселяются лишайники, а в мокрых мочажинах гибнут сфагны, - там побеги клюквы изреживаются, а она перестает стабильно и обильно плодоносить. Хотя в период цветения (середина — конец июня) и в центре болота можно увидеть редкие нежно-розовые цветки клюквы. Эти данные говорят о сфагнофильности клюквы, иначе говоря наличие сплошного сфагнового ковра является главным условием успешного произрастания, цветения и плодоношения клюквы.